По-новому могут быть исследованы реальные взаимозависимости эстетической культуры с мировоззренческой зрелостью, общественно-политической активностью, трудовой самоотдачей, нравственной чистотой и другими чертами личности социалистического типа.

Избрав в качестве основного именно это направление исследования, авторы попытались раскрыть также новые аспекты в понимании культурно-воспитательного воздействия искусства на эстетические взгляды, идеалы, вкусы, потребности личности, рассматривая художественную культуру как составную часть социокультурной реальности, предметно воплощающей не только арсеналы способов и приемов идейно-воспитательного воздействия, но и (причем в качестве основной своей функции) задающей цели эстетического развития личности. Только в качестве суверенной, самоцельной и самоценной сферы культурного творчества, отражения и освоения мира искусство способно реально формировать культуру личности в ее целостности - как гармоническое единство мировоззренческой, нравственной, политической, эстетической культуры. Понятое и принятое как одна из высших целей общества свободное и «естественное» развитие художественной культуры, во всей полноте и полифоничности правдиво воссоздающей «мир человека», может стать действенным - а не иллюзорным - средством воспитания свободной и социально активной, универсально и нравственно утверждающей себя личности социалистического типа.

Такая постановка вопроса о субъекте эстетического развития ориентирована на исследование реальных процессов, происходящих в духовной жизни социалистического общества,   и   противостоит идеализирующе-просветительскому подходу к проблеме эстетического воспитания. В этой связи требует дальнейшего уточнения само понятие «эстетическое развитие личности». Поскольку эстетическое отношение воплощает в себе универсальную родовую характеристику человеческого бытия, то вне его реализации не может самоутверждаться ни один представитель человеческого рода.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru