Тем не менее сама современная ситуация в мире вынуждает человека вырабатывать взгляд на себя «со стороны», искать и находить точки опоры, выходящие за пределы его собственного (индивидуального, социального, культурного) бытия. В процессе подобного расширения бытийных основ современного мироотношения яснее осознаются глубинные измерения человечности как таковой, становится очевидной их несводимость к пестрой релятивности текущей жизни. И это изменение мироотношенческого климата находит непосредственное отражение в нравственном «абсолютизме» современного искусства, в отличие от искусства 20-50-х, а в какой-то мере и 70-х годов, рассматривающего нравственное бытие личности как поле приложения вполне самостоятельных ценностных критериев, не релятивизируемых никакими конъюнктурными соображениями и словно бы приподнятых над ареной привычной повседневной борьбы интересов - критериев порядочности,   чести,   достоинства,   справедливости,   доброты. Наиболее показательные художественные произведения этой волны обновляют в современном общественном сознании изрядно потускневшую очевидность того, что человеческая нравственность, при всей ее многоликости, социально-классовой противоречивости и при всем историзме ее развития, все-таки едина, что добро в основе своей есть добро, а зло - зло, что ложь, предательство, убийство есть зло, во имя какого бы доброго дела они не совершались, и каждый волен себя за это не прощать.

Вместе с тем акцентирование современным искусством «абсолютного» измерения нравственности отнюдь не снижает, разумеется, его различающий интерес к «миру человека», противоречивой конкретике социальной реальности. Напротив, такой угол зрения, как показывают многие произведения последнего времени, позволяет подходить к этой реальности с более жесткими, более принципиальными требованиями, обеспечивая в то же время объемное ее освещение, выявляя ее общечеловеческий контекст. Не случайно и вне рамок искусства подобный подход, основывающийся на признании нерелятивного в развитии человека, в том числе и в нравственном его бытии, вновь завоевывает достаточно прочные позиции в сфере культурной рефлексии.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru