В этом процессе необходимо различать стихийное усвоение общественных норм и ценностей формирующейся личностью и целенаправленное воздействие на индивида через систему социальных институтов (собственно воспитание).

Приобщение к художественной культуре общества по сравнению с другими областями становления личности - усвоением нравственных и правовых норм, научных знаний, технических приемов и навыков - отличается наибольшим объемом усваиваемого на бессознательном уровне. Поэтому так велика роль семьи и ближайшего культурного окружения в формировании основ эстетического сознания личности.

Как известно, определяющим для формирования эстетического сознания личности является период первичной социализации (детство, подростковый возраст). Успехи самообразования и самовоспитания личности в области эстетической культуры особенно значительны в тех случаях, когда это самовоспитание развивает основы, заложенные в первичной социализации. Социологи обращают внимание на тот факт, что в системе высшей школы наблюдается весьма незначительный прогресс в эстетическом развитии выпускников вузов по сравнению с первокурсниками. Характерно, что это наблюдение справедливо для вузов различной специализации. Очевидно, причины следует искать не только в недостатках воспитательного воздействия на студентов в стенах вуза, но и в недостаточной общекультурной подготовке выпускников средних школ, которые оказываются не в состоянии использовать те немалые возможности для эстетического развития личности, какие предоставляет в их распоряжение практически любой крупный город.

Недостатки эстетического воспитания в семье, дошкольных учреждениях и школе трудно восполнимы даже в системе высшего образования, тем более не следует возлагать чрезмерные надежды на эффективность эстетического воспитания других категорий взрослого населения с помощью учреждений культуры, трудовых коллективов и т. п.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru