Противоречие между изысканным эстетическим вкусом и вкусом, предпочитающим иные эстетические ценности, всегда выполняет в культуре роль движущей силы, детерминирующей ее как творческие, так и нормативно-санкционирующие интенции. Именно исследование этих противоречий как противоречий культуры и дает основание для несколько иной трактовки феномена эстетического развития личности, чем описанная выше. Добавим, что исследование эстетического отношения в контексте культуры, культурологический метод в эстетике, на наш взгляд, нельзя рассматривать только как отдельное направление эстетической науки. Культурный контекст должен стать обязательным, необходимым условием любого эстетического анализа, что позволит избежать абстрактных рассуждений о сущности эстетического, которыми так грешила наша наука в последние 30 лет своего существования.

При таком, не идеализированном, объективном подходе исследователь обязательно сталкивается с познавательным парадоксом, аналогичным парадоксу историзма, возникающем при изучении культур прошлого или просто иных культур. «Парадокс историзма,- пишет Л. М. Баткин,- состоит в том, что исследователь, настаивая на инаковости разных типов культуры и недопустимости приложения к ним современных интеллектуальных мерок, в то же самое время прилагает к ним ....нансовременную мерку, и чем последовательней он желает заставить далекую эпоху говорить с ним на ее собственном языке, тем больше такой язык требует перевода и тем принудительней оказывается инструментальная роль нынешнего понятийного словаря». Нечто схожее происходит и при анализе современной культуры, культуры, в которой мы живем и которую «осуществляем». Такой парадокс можно было бы назвать «парадоксом объективности». Он заключается в следующем: в социалистическом обществе проблемы эстетического развития человека изучаются специальными социальными институтами, представляющими точку зрения господствующей в обществе   иаеологии.  



© 2008 Все права защищены psychotema.ru