Опыт «Плахи» говорит и о другом. При самом искреннем и осознанном стремлении к выработке подобного целостного мироотношения, адекватного реальным условиям современности, сегодня зачастую остро ощущается недостаточность духовной этической основы, позволяющей осмысленно ставить и решать такие проблемы. Между тем при всей очевидности и, так сказать, экзистенциальной представимости возникающих здесь альтернатив адекватное их осмысление предполагает свою меру точности, смысловой дифференцированное, требует участия не только чувств, но и разума, и культуры. Утрата и более того - сознательное отвержение этого особого навыка рассуждений «о душе», «душеспасительной» тематики в целом неизбежно сказывается на общем нынешнем состоянии нравственной культуры, проявляясь то в нелепых попытках залатать «моральным фактором» любые щели и пробоины в общественном механизме, то, напротив, в уничижении морали как таковой, то в надоедливом выпячивании тех или иных «ходовых» нравственных ценностей, то в их решительном забвении. Отмеченное положение вещей сказывается и на нравственно-преобразующем потенциале современного советского искусства.

Серьезное, ответственное отношение к ключевым проблемам бытия, к собственному назначению в мире - средоточие внутренней жизни человека, без него утрачивается возможность глубинного общения между людьми, культура превращается в груду условностей, а образованность предстает лавиной никому не нужной информации. Если, как мы видели, актуальное мироотношение невозможно получить простым наполнением на современность стандартов прошлого, то сам подход к прошлому и возможность удержания, сохранения для повои жизни его действительных ценностей существеннейшим образом обусловлены наличием у ныне действующих субъектов этого целостного отношения к миру - в конечном счете именно оно позволяет обоснованно осуществлять необходимый отбор ценного, выдвигать единые жизнеспособные принципы его актуализации и т. д.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru