Необходимо признать этот факт со всей определенностью, не ссылаясь на важность внехудожественных, внеэстетических потребностей публики, удовлетворяемых псевдоискусством.

Нельзя не согласиться с наблюдением искусствоведов С. Ю. Румянцева и А. П. Шульпина о том, что в современных условиях продолжается дифференциация и обособление различных сфер культуры. «Высокое» искусство расходится с развлекательным, самостоятельное - с профессиональным, усиливается тенденция к автономии возрастных субкультур, что ведет к нарушению преемственности и органичности развития культуры. «Разделение на потребителей и производителей культуры, высококачественное, индустриальное производство культурных ценностей, система их тиражирования с помощью средств массовой культуры - вот, по сути, та модель, которая предлагается и реализуется... Сегодня стало очевидным, что данная модель, несмотря на все усилия, часто пробуксовывает...».

Важнейшее условие преодоления противоречий в развитии культуры авторы цитируемой работы усматривают в самодеятельности масс, в широкой общественной поддержке самодеятельных инициатив по воссозданию общественного быта (в противовес его чрезмерной «интимизации» в современных условиях). Особый интерес с этой точки зрения представляют, по мнению С. Ю. Румянцева и А. П. Шульпина, любительские театры и клубы самодеятельной песни. Не отрицая важности самодеятельной сферы творчества, нельзя не обратить внимание на то, что это творчество в большей степени является результатом уже достигнутого эстетического развития личности, чем средством такого развития. Проблема же заключается, на наш взгляд, именно в необходимости обеспечить такой уровень развития личности, который дал бы каждому возможность правильно оценивать «художественную информацию» - поистине безбрежный океан произведений искусства.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru