Выше уже подчеркивалось, что разработка проблем нравственного мироотношения в современном советском искусстве, как и в культуре в целом, сопряжена с серьезными трудностями. Во многом это трудности первооткрывателей; тип вхождения человека в мир, соответствующий требованиям нашего времени, рождается в неизбежных трудах, заблуждениях, поисках, и непростительно было бы нам, подобно известному персонажу русской классики, пытаться здесь идти «впереди прогресса», предписывая желаемый конечный результат мучительному процессу обретения себя человеком новой культурно-исторической формации, переливающей ныне трудный период взросления. Тем не менее вполне осуществимым и полезным для лучшего понимания характера и основной направленности этого процесса, как представляется, мог быть стать типологический анализ принципиальных возможностей мироотношения личности, уже заложенных в современном опыте. Важным основанием подобной типологизации выступает, в первую очередь, проблема бытия, бытийности человека и мира - проблема фундаментальная с точки зрения специфики самого мироотношения как феномена, несводимого к отвлеченным формам сознания и, кроме того, приобретающая, как отмечалось, существеннейшее значение в контексте духовной культуры нашего времени.

Итак, какие же основные типы человеческого отношения к миру в целом можно выявить на материале современного культурного опыта, имея в виду проблему бытийности этого отношения?

Во-первых, история буржуазной цивилизации последних столетий властно утвердила и запечатлела в бесчисленных вариациях отчужденно-завоевательское отношение человека к окружающему его бытию, стремление во что бы то ни стало его «присвоить», «покорить», утилизовать, замкнуть на целях и потребностях действующего субъекта. При всей очевидности исторического генезиса такого типа мироотношения необходимо подчеркнуть, что и в социалистическом обществе на нынешнем этапе его развития он, как убеждает реальность, отнюдь не является пройденным этапом.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru