Что касается школы, то и здесь современная квалификация учителей не позволяет надеяться на правильный подход к развитию художественной культуры личности. Обсуждение проекта школьной реформы, в том числе проблем художественного образования, с очевидностью показало наличие узкопрактического, технократического подхода. Вместо расширения гуманитарного образования, частью которого явились бы предметы, связанные с различными видами искусства, речь большей частью идет о производственном обучении и при этом забывается, что науке и технике XXI в. необходим прежде всего человек с развитыми именно человеческими качествами, со всей полнотой ума и чувств. Это необходимо не только потому, что вне развития чувств невозможно и развитие интеллекта, но и потому, что возрастающая роль науки и техники требует высокой степени сознания ценности человеческого бытия, того, что дает гуманитарное, в том числе и художественное образование. Поэтому важно ввести художественное образование в контекст преподавания гуманитарных дисциплин, разработать комплекс дисциплин, практически обучающих человека искусству.

Это,- конечно, дело будущего, но для того, чтобы уже сегодня понять всю серьезность подобного подхода к делу, наверное, необходимо доказать зависимость восприятия искусства, т. е. основного условия его эффективного функционирования, от такого рода обучения ему. Это нам представляется особенно важным, поскольку именно культура художественного восприятия обусловливает реальное воздействие искусства в самом широком масштабе.

Гипотеза о зависимости уровня восприятия от обучения одному или нескольким видам искусства выглядит доказательной, когда мы отмечаем на каждом из этапов восприятия конкретного произведения значение видовой определенности искусства для его подлинного переживания и понимания человеком.

Следует оговорить, что в советской литературе по эстетике существует точка зрения, отрицающая необходимость выделения этапов в целостном процессе художественного восприятия. О. Н. Органова, выступающая с этих позиций, справедливо отмечает некоторую искусственность в вычленении этих этапов, подчеркивает различия их при восприятии разных видов искусства.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru