Анализ этой фазы восприятия произведения искусства свидетельствует о том, что на ней так же сказывается художественный опыт реципиента, возникший в результате приобщения его к конкретному виду искусства в ходе обучения. В процессе обучения искусству возникают не только практические навыки, не только формируется постоянный интерес к нему, но и вырабатываются адекватные формы связи с конкретными его видами, что обеспечивает создание нормативной художественной ситуации. Усвоение человеком форм связи с каждым из искусств является одним из важнейших моментов восприятия.

Формы связи «со старшими» искусствами имеют длительную культурную традицию. Это совершенно особый ритуал, участие в котором приходит только с опытом длительного общения с данным искусством. Ритуал отношения к искусству - это форма организации восприятия, сложившаяся в истории культуры, в нем закрепляется традиция восприятия искусств.

Нормативная художественная ситуация, которая складывается при посещении музея, театра, концерта, прямо зависит от ритуальных форм связи с каждым из «старших» искусств в этих местах общения с ними. Для создания настоящего общения, например в драматическом театре, большое значение имеет предварительная подготовка к его посещению, в результате которой происходит перестройка всей перцептивной системы индивида. Да и в самом помещении театра существует особый стиль «театрального поведения» перед началом спектакля, на всем его протяжении, в антрактах, именно с ним связано превращение отдельных зрителей в единую театральную аудиторию, участвующую в общем спектакле, включающем как контакт с актером на сцене, так и зрителем между собой.

Исследующий концертную аудиторию Ю. Капустин отмечает значение этого процесса для осуществления подлинного восприятия искусства. «Внешние аксессуары концертного зала и традиционные формы поведения в нем (тишина и сосредоточенность во время восприятия, приветствие артистов аплодисментами, возгласы «бис», «браво» и т. д.),- пишет он,- создают у каждого слушателя предрасположенность к тому, чтобы испытать на себе наиболее полное воздействие исполнительского искусства.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru