Эстетическому началу культуры принадлежит существенная роль в придании общению между индивидами подлинно человеческого, «субъект-субьектного» характера, делающего общение одним из основных культурообразующих факторов.

Эстетическое общение (общение эстетических субъектов), как и всякое общение, опосредствованно предметно продуктами человеческой деятельности. Однако в своем идеальном варианте оно предполагает, что в этих продуктах субъектом деятельности опредмечивается человеческая сущность в ее индивидуальном проявлении, т. е. эстетическая ценность, соответствующая потребности другого человека, для которого первый эстетический субъект выступает посредником между ним и человеческим родом, в своей индивидуальной деятельности утверждая и осуществляя свою истинную - человеческую и общественную сущность. Таким образом, определяющая для развитой культуры личности «потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек», в эстетическом отношении конкретизируется как потребность в прекрасном человеке во всей гармоничности его внешнего физического облика, духовной наполненности, нравственного совершенства и т. д. Именно к эстетической чувственности в первую очередь могут быть отнесены слова К. Маркса о том, что «собственная чувственность» человека «существует для него самого, как человеческая чувственность, только через другого человека». «Другой человек» как эстетический субъект составляет, таким образом, социокультурную субстанцию эстетического отношения к любому предмету, явлению, процессу внешней реальности «первой» и «второй» природы (независимо от того, насколько явственны «следы» человеческого «присутствия» в нем). В силу этого объект эстетического отношения раскрывается субъекту в самоценности и самоцельности его объективного существования (а не инструментально, как средство), по меркам его собственного вида, соотнесенного с мерой человека.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru