И это вполне объяснимо, поскольку воздействие эстетического начинается с уровня физиологического и кончается высшими духовными структурами. Так, Л. И. Столович, определяя значение эстетической ценности, считает, что в первую очередь она нужна «для физиологического функционирования органов чувств». М. Н. Афасижев подчеркивает, что «важнейшая функция эстетического - поддержание физиологического и психического равновесия».

Соглашаясь с авторами о необходимости понимания значимости функционирования эстетического на различных уровнях, в том числе и на физиологическом, следует отметить, что довольствоваться эстетическим воздействием, присущим этому уровню, может индивид с невысоким уровнем эстетического развития. Ориентиром воздействия искусства на эмоциональную сферу должен стать такой уровень, когда «искусство, вовлекая реципиента в эстетическое переживание правдиво отраженной реальности, выступает важнейшим средством осознания культурно-гуманистического, личностного значения истинного знания о действительности, свободного от непосредственно утилитарного использования». До сих пор мы рассматривали возможности искусства воздействовать на эмоциональную сферу с точки зрения удовлетворения ожиданий потребителя. Но искусство отнюдь не ограничивается удовлетворением потребительского спроса. Его роль простирается гораздо шире. Оно выполняет важнейшую социальную задачу - формирует культуру чувств.

Почему эта задача определяется как важнейшая и как социальная? Важнейшая - потому что неразвитость, бедность эмоциональной сферы самым существенным образом сказывается на всем характере жизнедеятельности человека, на его личностном становлении, на полноте развития духовных сил, на мироотношении в целом. Социальная - для каждого общества жизненно важный интерес представляет направленность эмоциональной сферы человека и формы ее проявления, так как от этого зависит во многом целостность общества, его социально-психологический климат, бытующие умонастроения.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru