В конечном счете беспредельная потенциальность бытия, как оно есть достаточно обосновывает самое благоговейное отношение к его истокам. Что же касается искусства, то оно переводит эту беспредельную потенциальность в план конкретного события воспринимающего субъекта, более того - самой своей эмерджентностью, «таинственностью» своего появления на свет, не покрываемой ни сознательными усилиями художника (или реципиента), ни какими-либо объективными закономерностями,- практически демонстрирует родственность сущностных потенций человеческого субъекта    упомянутой    потенциальности   мирового   развития, реальную полноту «прорастания» мира в человека и человека в мир. И этот аспект мироотношенческой роли искусства в нынешней ситуации также, как представляется, приобретает особое значение: при всем своем беспокоящем характере подлинное искусство неизменно укрепляет фундаментальную установку доверия к бесконечному бытию, к жизни, вселяет волю, необходимую для того, чтобы достойно их продолжать:

Пусть не вечен человек, то, что вечно,- человечно.

(А. А. Фет)

Разумеется, фактор негарантированности человеческого существования в современном мире, сквозь призму которого мы рассмотрели некоторые аспекты мироотношенческой детерминации искусства,- не единственный фактор подобного рода, оказывающий воздействие на художественную культуру наших дней. Фундаментальное значение с точки зрения формирования мироотношенческого контекста искусства имеет, в частности, процесс нарастающей технологизации основных условий человеческой жизнедеятельности. В нашей стране искусство чутко реагирует на перемены, связанные с гуманизацией и демократизацией социалистической культуры, выходом ее на новый уровень открытости, освоением недоступных ранее пластов исторического опыта. Яркое, хотя и противоречивое воздействие оказывает на развитие художественных форм смыслового завершения человеческого бытия продолжающаяся социологизация современного сознания, в том числе и художественного, при всем «абсолютизме» своих критериев нередко склоняющегося к отождествлению собственных способов обобщения реальности с чисто социологической ее типизацией.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru