Например, ориентированный на приспособление к заранее заданной общественной норме репродуктивно-адаптивный тип мироотношения выстраивает внутригрупповые отношения осуществляющих его социальных общностей таким образом, что, скажем, общение с искусством или задачи эстетического воспитания (если таковые ставятся уже на уровне первичной социальной ячейки общества - семьи) сводятся преимущественно к функционально-утилитарному целеполаганию, обеспечивающему прежде всего овладение стереотипными формами поведения, мышления, переживания. Эстетическое воспитание и восприятие искусства в такой системе взаимоотношений «используется» как средство для вхождения индивида в уже заранее заданный мир и «растворения» в нем. В соответствии с этим вычленяется и смысл художественного произведения, а назначение искусства понимается как набор «иллюстраций», демонстрирующих образы социально-типичных ситуаций, поведенческих норм, приемлемых модификаций образа жизни личности. Неадаптивный же тип мироотношения ориентирует человекоформирующий потенциал внутригруппового общения на такое направление развития личности, при котором это развитие не ограничивается присвоением типичных характеристик общественного образа жизни, а приводит к самостоятельному поиску личностью возможных вариантов как собственной жизненной реализации, так и «судьбы» культуры в целом. При такой активной жизне-строительной позиции «совместная деятельность в конкретной социальной системе детерминирует развитие личности, но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее развитие. Иначе говоря, в ходе жизни личности обозначается переход от режима потребления, усвоения культуры к режиму овладения ею ради создания образа жизни». Именно в этом направлении в данном случае «работают» все факторы эстетического развития человека - и объективные, действующие помимо воли людей, и сознательно полагаемые субъектом воспитания. Этой направленностью определяется и жизнетворческая «подоплека» отношения к искусству как феномену, в котором проявляются культурные типы отношения человека к миру.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru