Таким образом, сам процесс материально-практической деятельности человека ведет к формированию типов выразительности, определяющих и спецификацию видов человеческой эстетической чувственности. Причем как богатство эстетического переживания мира вызывало развитие способов его выражения, так и развитие выразительных средств влияло на глубину и направленность эстетического переживания.

С разделением труда на труд материальный и духовный, который привел к дифференциации и самой духовной деятельности, в том числе деятельности художественной, формирование типов эстетической чувственности все более сообразовывалось с развитием собственно художественной культуры в ее видовой и жанровой определенности.

В истории эстетики существовало несколько попыток выстроить эволюцию форм человеческой чувственности как эволюцию видов искусства. Наиболее известная и всеобъемлющая из них - гегелевская. Рассматривая «сферу художественного произведения, осуществляющегося в чувственной стихии», Гегель указал на историческое движение видов искусства, сосредоточив основное внимание на выявлении доминирующих форм художественного переживания конкретной эпохи. Это действительно имеет смысл, если целью является ретроспективный анализ форм эстетической чувственности. Нам же кажется важным, учитывая сделанное, дать представление о результатах этого развития, т. с. представить формы эстетической чувственности в современной культуре.

Прежде всего отметим, что наличие и в современной культуре доминирующих форм художественного переживания мира, которые нетрудно зафиксировать по интенсивности развития тех или иных видов и жанров искусства, все-таки не дает нам право выстроить движение форм эстетической чувственности как последовательную смену одних форм другими. Если и предлагать какую-либо схему развития форм эстетической чувственности в современной культуре, то она должна демонстрировать всю сложность процесса.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru