Сама «адекватность» - это результат мнения эксперта (эстетика, искусствоведа, социолога). «На основании суждений экспертов... формируются генеральные («истинные») эстетические эталоны, по которым впоследствии дифференцируется вся совокупность мнений опрошенных. Естественно, что сами эти эталоны базируются... на господствующих в данной социальной среде эстетических идеалах, представлениях о целях развития художественной культуры. С оценками экспертов-искусствоведов, сформулированными в особом идеальном пространстве признаков со специфическими художественными и социально-культурными координатами, соотносятся все данные, полученные в эмпирическом исследовании зрителей, самых различных по типу понимания и оценки искусства... Тем самым унифицируется многообразие форм и типов усвоения художественных ценностей, обусловленных неповторимым сочетанием национально-культурных, социологических, психологических и других факторов и причин, а различные по своей природе, особенностям и механизмам способы общения с искусством выстраиваются в соответствующем представлениями экспертов порядке». Как видим, методология, не учитывающая специфики предмета (феномена культуры), «не пускает» в теорию его объективные данности, каковыми в рассматриваемом случае являются не просто различные уровни эстетического развития личности, но их различные типы, дифференцируемые по специфическим механизмам переживания мира, т. е. по качественным, а не количественным характеристикам.

Все сказанное позволяет сформулировать такое понимание эстетического развития человека, согласно которому оно выступает в качестве феномена культуры, амбивалентного в ценностном отношении. Коль скоро индивид проходит процесс социализации и включается в систему общественных отношений, он одновременно с необходимостью включается и в эстетическое отношение, т. е. становится эстетическим субъектом (независимо от того, соответствует он каким-либо внешним меркам, эталонам, нормам или нет).



© 2008 Все права защищены psychotema.ru