Однако и даже такая парадоксальная, казалось бы, ситуация - общественно детерминированна, вызвана не столько ушедшим, сколько настоящим для человека обществом». Иными словами, именно современное общество актуализирует те или иные возможные «варианты» эстетического отношения к миру, заложенные в субъекте и необходимые для устойчивого функционирования всей системы культуры. Поэтому присутствие и активное функционирование в культуре социализма коллективизированного эстетического субъекта ни в коем случае нельзя связывать с пережитками прошлого и с недостатками эстетического воспитания. Повторимся и еще раз напомним о выводе, к которому пришли культурологи: различные типы эстетического освоения действительности - не временное явление, вызванное несовершенством общества, а необходимость осуществления «живого» культурного процесса. Сошлемся на мнение исследователя средневековой культуры А. Я. Гуревича: «Высокая, интеллектуализированная, рафинированная культура всякий раз иная, особая и неповторимая, анонимный же ее субстрат, из которого она несомненно получает определенные импульсы, традиции мышления, понятийные клише, обнаруживает удивительную устойчивость. Не приближаемся ли мы здесь к своего рода «инварианту» культурно-исторического процесса? Возникает предположение: очевидно, в разных культурах нужно разграничивать относительно статичные, повторяющиеся и в этом смысле как бы «вневременные» структуры и более динамичные, индивидуализированные и неповторимые феномены. Первые и вторые не выступают в культуре в виде разобщенных и не связанных между собой сущностей, но их различие, вероятно, помогло бы лучше понять характер культуры каждой эпохи, в каждом случае глубоко своеобразной и вместе с тем обладающей прочными и все вновь воспроизводящими себя «матрицами» сознания и поведения».

Однако понимание историчности эстетического субъекта нельзя ограничивать только признанием того, что субъект, к какому бы типу он ни принадлежал, получает в наследство механизмы переживания, характерные для предшествующих эпох.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru