Сказанное вовсе не направлено на преуменьшение значимости человеческой способности действовать «по законам красоты». Однако полноценная деятельность такого рода неизменно развертывается в рамках уже существующего мироотношения и отнюдь не способна содержательно заменить его собой, сделать ненужным, необязательным. Попытки вывести эту деятельность из зоны «искрящего контакта» между человеком и миром и превратить в самостоятельную жизненную цель лишают ее внутреннего тонуса и смысла, порождают, в конце концов, прямую фальшь. Немало такой фальши и накопилось за последнее время вокруг «массовых форм эстетического творчества», не подкрепленных развитой культурой человеческого отношения к действительности как она есть.

Иное дело - мироотношенческий потенциал самого искусства. Осуществляемое им свидетельствование о человеке и мире, отображение, запечатление, «возведение в перл создания», спасение для грядущих времен полноты человеческого опыта и бытия, несомненно, составляло смысл жизни многих поколений художников. Не случайно мыслители самой различной идейной ориентации от Ф. Шиллера до М. Хайдеггера именно в искусстве надеялись разглядеть своеобразного духовного спасителя человечества, призванного возродить его к новой жизни. И все же обратим внимание: запечатление, воссоздание, спасение искусством ценностей подлинного бытия, действительной жизни - и лишь посредством этого его собственная спасительность для человеческой души. Вне этого отношения к реальному миру данный аспект смыслообразующей роли искусства оказывается утраченным. И здесь мы, таким образом, отнюдь не находим подтверждения тезису о самодостаточности художественно-эстетического «завершения» человеческого бытия в сфере его свободы.

К тому же остается вопрос, в какой мере сама упомянутая установка на «спасение» бытия является предельной установкой творческого процесса в искусстве, не перекрывают ли ее более специфичные формы его смысловой самоориентации? Ведь, с одной стороны, для того, чтобы что-нибудь спасти, необходимо по меньшей мере выявить его, как оно есть.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru