О необходимости такого рода обучения искусству писал Д. Б. Кабалевский: «Всю жизнь вожусь с детьми, наблюдаю, изучаю, восхищаюсь, а понять, куда исчезают их творческие способности, не могу. Догадываюсь, что виноваты мы, взрослые (и родители, и учителя-воспитатели), вернее, крепко въевшаяся в наше сознание и в практику система воспитания и обучения по примитивному принципу: это - можно, а это - нельзя; так - правильно, а так - неправильно. То есть, в сущности, дрессировка, а не воспитание. Творчество же начинается там, где во имя создания нового и лучшего переступают привычные табу». Д. Б. Кабалевский сформулировал цели эстетического воспитания, в котором обучение искусству - лишь средство овладения художественной культурой, в частности обучение музыке - средство овладения музыкальной культурой.

Необходимо разъяснить, почему столь большое значение в приобщении к искусству мы придаем именно традиционным видам искусства. Если говорить о той же музыке, то, вероятно, научить играть на музыкальном инструменте можно и человека, который привержен эстраде и с самого начала своего обучения исполнял популярные эстрадные мелодии. Обучается ли при этом человек музыке как виду искусства, овладевает ли музыкальной культурой? Нам кажется, что нет. Для обучающегося музыке необходима не просто игра на инструменте, а постепенное воспроизведение в ходе обучения особой музыкальной формы эстетической чувственности через исторические этапы развития музыкального переживания мира, которые характерны для классической музыки. Подобное отношение к художественному наследию в различных видах искусства - единственный путь формирования человеческой чувственности, а вместе с тем и подлинной художественной культуры. Именно традиционные виды искусства, куда входят все виды и жанры народного искусства, имеют богатый художественный фонд, который дает возможность в процессе обучения человека искусству преподать ему историю человеческой чувственности, человеческого переживания мира, составляющие содержание искусства и ставшие достоянием художественной культуры личности.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru