Искусство может полноценно служить лишь воспитанию по-настоящему открытого, творческого, нравственно-сопричастного отношения к миру, какие бы конкретные формы и пути это отношение ни обретало. При этом возможности опоры на него в воспитательном процессе тем больше, чем менее места занимают в этом процессе рудименты первых двух рассмотренных типов мироотношения, вроде представлений о природе как простом средстве человеческого развития, самоутверждении как высшей жизненной цели, всеобщей рационализируемости потребностей и т. п.

Такова, на наш взгляд, методологическая канва осмысления искусства в контексте современных проблем формирования нравственного отношения к миру. Разумеется, акцентируя внимание на остроте мироотношенческой проблематики в целом и разрабатывая варианты ее возможного решения, искусство не может этим ослабить потребность в применении иных, функционально более определенных средств формирующего воздействия на личность. Современная культурная ситуация вообще все ярче демонстрирует несостоятельность традиционного абстрактно-преувеличенного представления о его воспитательных возможностях. Конкретность здесь связана не только с выяснением реальных прерогатив искусства в процессе воспитания личности, но и реального места и границ воспитательной интенции как таковой в бытии и проблематике искусства.

Известно, что на более ранних стадиях развития культуры, в античном и средневековом обществе, воспитательная роль искусства данных эпох (как, впрочем, и ряд других его прикладных функций) выступала с полной наглядностью; в сферу ее компетенции нередко попадала область психосоматического развития и даже физического формирования человека. Возбуждение боевого духа, утверждение благородного образа мыслей, исправление характеров, очищение от страстей, улучшение нравов, наставление в добродетели, поучение «словесных овец» - на протяжении многих столетий воспринимались как наиболее естественная и прямая побудительная причина создания разного рода художественных произведений, исчерпывающая мотивировка их появления на свет.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru