Сама массовость эстетической культуры как всеобщность ее ценностей и норм в классовом обществе поэтому имеет относительный характер, она ограничена рамками определенной социальной группы (в пределах класса). Так, массовость и демократичность эстетической культуры свободного населения Древней Греции оборачивалась самым настоящим элитаризмом по отношению к рабам, социально-сословная иерархия пронизывает всю культурно-эстетическую жизнь средних веков. Относительное выравнивание уровней эстетического развития индивидов в условиях капиталистической общественно-экономической формации, во-первых, происходит на основе отчуждения сущностных сил человека от реальных индивидов и, следовательно, процесса деэстетизации их жизнедеятельности, во-вторых, сопровождается столь же закономерным для капитализма углублением разрыва между элитарной культурой «верхних десяти тысяч» (В. И. Ленин) и массовой культурой трудящихся.

В марксистско-ленинском учении об отношении социализма к культурному наследию прошлого четко различаются «идеологические составные части господствующего класса ...и свободное духовное производство данной общественной формации». Продукты последнего, в первую очередь научные знания и произведения искусства, благодаря наличию в них объективно-истинного содержания входят в культурный фонд общества преимущественно в качестве надындивидуальных ценностей, имеющих помимо неизбежных, особенно в искусстве, конкретно-исторических, классовых моментов общечеловеческое, в конечном пределе - абсолютное значение для прогресса культуры. К ним непосредственно относятся ленинские слова: «Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство». Вместе с тем сохраняет свое значение и другой принцип классово-исторического подхода к культуре: «...Мы из каждой национальной культуры берем только ее демократические и ее социалистические элементы, берем их только и безусловно в противовес буржуазной культуре...».



© 2008 Все права защищены psychotema.ru