Но ни один человек, в том числе ученый, не может отказаться от своих мировоззренческих и культурных убеждений, что накладывает отпечаток па содержание исследования. В этом и состоит указанный парадокс. Он требует выработки особой методологии анализа культурных процессов, позволяющей избежать заданностп Н иринципнальной неизменности исходной позиции, на основе которой интерпретируются факты. Сама парадоксальность как невозможность устранить это познавательное противоречие должна стать необходимой методологической предпосылкой любого исследования современной культуры. Никакая культура, как объективная реальность, лишь в некоторой степени зависящая от сознательной воли и хотения субъектов этой культуры, не может быть заранее виртуально исчерпана в теории, как это часто бывает в работах, не учитывающих данного парадокса. Исследователь всегда должен оставлять своему предмету известную долю свободы, осмысление которой может даже противоречить его субъективной позиции «внутреннего» участника этого же культурного процесса. Он должен фиксировать данное противоречие в самом исследовании, а это, в свою очередь, может толкнуть его на пересмотр собственных посылок как в теории, так и в жизни. Как и в случае с изучением прошлых культур, современная культура требует тоже «прибегнуть к логике парадокса, вполне рациональной в своей «неразрешимости».

Возвращаясь к проблеме эстетического развития личности, отметим, что именно в этом вопросе, как может быть нигде, нерефлексируемый методологически подход приводит к передержкам в осмыслении нового неоднозначного материала. Такая ситуация хорошо описана Г. Г. Дадамя-ном и Д. Б. Дондуреем на примере недостатков метода экспертных оценок, применяемых для получения и интерпретации эмпирических данных в социологии искусства, где уровень эстетического развития личности определяется в зависимости от степени адекватности восприятия художественного произведения.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru