Эстетики, например, выстраивают иерархию социальных функций искусства, выводя общественную ценность той или иной функции в зависимости от качества и содержания восприятия произведений определенными устоявшимися группами реципиентов. В кино- и театроведении исследователи тоже выделяют несколько типов зрителей, находя критерий их различия в особенности восприятия художественного текста.

Так, со всей определенностью можно говорить о типе зрителя, ориентирующегося на восприятие жизнестроительного и мироотношенческого содержания авторского текста и оригинальность его формального решения (тип, примыкающий к «экспертной» оценке), и о типе с установкой на традиционный стереотип произведения как анонимного рассказа «о чем-то» с его устоявшимися содержательными и выразительными элементами (квазихудожественный тип). Существуют проблемы художественного адресата в литературоведении и теории изобразительного искусства. Фольклористы указывают на качественное различие в восприятии фольклорных текстов и произведений профессионального искусства, историки культуры - на различие между типом переживания мира в канонических культурах и в культуре Нового времени, выделяя в культурах прошлого «официальные», «серьезные» слои и низовые, «смеховые» их уровни.

В общем-то любая научная дисциплина, связанная с осмыслением процессов, происходящих в художественной культуре и искусстве, сталкивалась не просто с разноголосицей художественных вкусов, но с устойчивыми, стабильными типами проявления вкусовой активности. Нет сомнения, что подобные факты - отражение не только специфически художественных ценностных ориентации, но и более глубоких, эстетических, закономерностей, которые должны стать предметом пристального методологического осмысления. Такое осмысление уже началось.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru