По результатам недавнего опроса населения Греции 34 % жителей Афин предпочитают всем видам досуга телевидение, и только 9 % поставили на первое место хорошую книгу. Результатом уменьшения объема чтения является бедность словарного запаса молодежи, затрудненность словесного общения.

Общественная актуальность проблем личностного освоения литературной классики обостряется перспективами распространения видеотехники. В 1984 г. в Японии было более 50 млн владельцев видеомагнитофонов. Приставки к телевизорам для считывания видеокассет на экран имела третья часть владельцев телевизоров США и Англии. В ФРГ на 3500 кинотеатров приходится 4600 видеотек. Нельзя не согласиться с киноведом С. Муратовым, из статьи которого взяты эти цифры, когда он отмечает, что «незнакомство с высокой литературой равнозначно духовной незрелости, ибо классика - генофонд культуры». Но трудно разделить его надежды на то, что распространение видеокассет с записями лучших экранизаций литературной классики - достаточное средство для преодоления этой незрелости. Видеокассета точно так же не способна заменить книгу, как и телевизионная трансляция сериалов по классическим произведениям. Но если при трансляции телепрограмм возможно некоторое воспитательное воздействие на зрителей - в первую очередь через повышение художественной содержательности передач,- то зритель видеозаписей остается практически вне такого воздействия. Видеокассета не в большей степени способна быть воспитательным средством, чем магнитофонная лента средством популяризации высших достижений музыкального искусства. Последствия же широкого распространения магнитофонных записей для современного музыкального быта достаточно очевидны.

Разумеется, выход не в мерах по ограничению надвигающегося «видеобума» и не в запрещении экранизации литературных шедевров (такие предложения уже высказывались). Выход - в повышении читательской культуры масс, что невозможно без коренного улучшения преподавания литературы в школе.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru