Вторая фаза коммуникативного этапа восприятия произведения искусства, формирования предварительной эмоции, связана с чтением значения объекта, которое возможно как адекватное чтение, как адекватная система ожиданий только при наличии художественного образования в конкретных видах искусства.

Действительно, чтение смысла объекта является первым и очень важным моментом художественного восприятия произведения, основной результат которого - узнавание объекта. Узнавание произведения, т. е. отнесение его к тому или иному виду искусства, более всего не осознается адресатом, если практика его общения с искусством сделала этот процесс подсознательным. Тем не менее узнавание, или более широкое чтение смысла объекта, играет большую роль в процессе сотворчества. Оно является первичным сигналом о возможности и доступности восприятия искусства данным зрителем. Кроме того, узнавание направляет восприятие зрителя в определенное русло, на произведение определенного вида: театра, музыки, литературы. Ясно, что восприятие произведений разных видов искусства не идентичны, так как, во-первых, требуют активного подключения различных органов чувств и, во-вторых, что особенно важно- соответствующей подготовки воспринимающего.

Реакция, возникающая на первом этапе восприятия, не является результатом целостного художественного восприятия, это только предварительная эмоция (Р. Ингарден). Здесь сказывается удовлетворение желания воспринимаемого просто сходить в театр, музей, на концерт и т. д. Испытывая определенный эмоциональный подъем, он еще не знает, что «преподнесет» ему искусство в данном случае, а процесс его переживания уже начался. Кстати, для некоторой части публики восприятие искусства заканчивается на этой стадии удовлетворения самим фактом присутствия в местах общения с искусством.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru