Как отмечалось выше, одним из важнейших духовно-нравственных аспектов перестройки является открытие реальной проблемности мира, в котором мы живем. При всех успехах научного мировоззрения и при всей необходимости формирования и утверждения соответствующей ему мировоззренческой культуры, при всей важности, наконец, собственно мировоззренческой проблематики с точки зрения эстетического и художественного развития - нельзя закрывать глаза на то, что трудности мироориентации личности этим не исчерпываются. И реальность нашей общественной и культурной жизни с полной убедительностью показывает, какой это в сущности сложный и мучительный процесс - выработка целостного мироотношения, соответствующего требованиям современной эпохи.

Разумеется, нельзя недооценивать значение тех идейных ориентиров, которые выдвигает при постановке упомянутой жизненной проблематики марксистско-ленинская философия. Известно, однако, что и на общей основе марксизма могут формироваться весьма различные типы индивидуального отношения к миру. И это не случайно - принципиально научный характер марксистско-ленинской идеологии неразрывно связан с той свободой, которую она предоставляет каждому индивиду в сфере его жизненного самоопределения. Выступая детерминирующим началом по отношению к системе мировоззрения в целом, она отнюдь не ставит своей задачей предписывать конкретным личностям какие-либо заранее заготовленные мироотношенческие программы, полагаясь в этом отношении на зрелость а ответственность сознания ее носителей.

В фундированное объективным историческим содержанием человеческого развития - источник социальной действенности марксистско-ленинского учения, его реальной преобразующей силы. Вместе с тем отсюда же вытекают повышенные требования к творческой стороне культуры нового общества, призванной, не останавливаясь на «готовых» ответах, находить на каждом этапе - и каждый раз заново - формы целостного осмысления жизни, адекватные нравственным запросам личности.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru