Следует сказать, что в культуре докапиталистической общественно-экономической формации ведущим, если не основным, типом эстетического субъекта был коллективизированный эстетический субъект. Идущая еще от мифологического мировоззрения традиция опосредования общественного и индивидуального сознания уже заранее заданным поставившим и решившим все мировоззренческие проблемы «текстом» (мифом) пронизывала собой не только фольклорные слои культуры (в наибольшей степени сохраняющие свою мифологическую основу), но и ее верхние, «официальные» слои, подчинявшиеся мировоззренческому и художественному канону. Это тем не менее не противоречит факту, что именно в сфере профессиональной «высокой» культуры пробивались ростки индивидуализированного эстетического отношения к действительности.

Так или иначе, но господство канонических норм в докапиталистических культурах резко отличает их от современной культуры с ее установкой на развитие индивидуальности. Этот контраст позволил исследователям культуры противопоставить современную культуру каноническим ее типам. Например, А. В. Михайлов называет старый тип культуры «риторическим», поскольку все формы творчества в нем были изначально ориентированны на «слово, уже готовое, сложившееся и образцовое, уже заранее, стало быть, до каждого отдельного акта творчества расчерчивающее непременным образом любое поле смыслов. Такое «готовое» слово... всегда встает между писателем и «самой» непосредственной действительностью, оно вообще не допускает в произведении изображения непосредственной... действительности, реальной жизни». Это «слово» определяло и миропереживанне каждого отдельного человека, постоянно «возобновляя» в его сознании иерархическую, вертикальную картину мира и ориентацию на заветы предков и мудрость воплощенного в нем закона. Риторическому («монологическому») типу культуры А. В. Михайлов противопоставляет так называемую антропологическую культуру, в центре которой стоит человек, лишенный какой-либо мифологической или божественной «защиты», человек, стоящий один на один с бытием.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru