Она внушает человеку определенные представления, она приучает его к отлаженное и завершенности выработанных отношений, предлагает стандарты относительно незатруднительных соприкосновений с веком...».

В корне противоположное мироотношение реализует индивидуализированный эстетический субъект. Его мироощущение, казалось бы полностью индивидуализированное, направлено на сознательное постижение всеобщего, на рефлексивное усвоение эстетического (и теоретического) опыта человечества, на деятельную «обработку» культуры в собственном переживании. Проблемы его конкретного существования воспринимаются тут не как случайные «субъективные» недоразумения, а как проявления всеобщих противоречий человеческого бытия, единого в своей сущностной определенности. Такое мироотношение требует предельного напряжения душевных сил, постоянной страдательной позиции, критической культуры мышления и воображения, предельной «научной» четкости выстраданных выводов и убеждений. Эстетический субъект этого типа - это отнюдь не постулирование голой индивидуальности, а создание индивидуальных виртуальных культурных миров, в которых могли бы разрешаться всеобщие противоречия, это выдвижение уникальных «гипотез», проигрывающих человекотворческие возможности культуры. «Что развивает его изнутри? Настоятельнейшая творческая и человеческая потребность ясно и во всеуслышание заявить о чем-то своем,- истина, о которой должны узнать, которую должны услышать все. Возникает страшное напряжение- между таким «я», которое лишено всякого эгоизма и совсем не эгоцентрично, и общемировой, общечеловеческой значимостью смысла, «я» это - такое, что оно может и обязано думать обо всем, обязано все брать на себя...».

Каждому типу эстетического субъекта соответствует и специфическая художественная продукция, поскольку именно искусство является наиболее адекватной формой опредмечивания и трансляции эстетического опыта. Коллективизированный эстетический субъект ориентируется на искусство, «задающее мир» (слово «искусство» мы употребляем здесь в предельно широком смысле, ибо наиболее полно отвечающей запросам коллективизированного эстетического субъекта сферой художественной культуры выступает фольклор, который многие исследователи противопоставляют искусству в собственном смысле слова).



© 2008 Все права защищены psychotema.ru