Как известно, в произведении «К критике политической экономии» К. Маркс, рассуждая о цвете золота и серебра («Чувство ... цвета,- пишет он,- является популярнейшей формой эстетического чувства вообще»), вводит понятие «эстетическое чувство». Введение данного понятия, по нашему мнению, необходимо для того, чтобы подчеркнуть особый характер этих чувств, связанных с подлинно человеческим переживанием красоты окружающего мира. В таком аспекте понятие «эстетическое чувство» приобретает следующий смысл. Это - чувства, которые в ходе исторического развития формируются под воздействием специфических эстетических и художественных фактов культуры и в искусстве становятся особенно очевидными, поскольку «явления эстетического видения вне искусства не достигают методической чистоты и полной самостоятельности и своеобразия: они сумбурны, неустойчивы, гибридны». Чувствование, переживание красоты мира - результат уже достаточно развитого, хотя еще может быть и не самостоятельного, художественного производства. Но, по сути, в человеческих чувствах с ранних пор присутствуют обусловленные практикой художественные начала. В процессе художественной деятельности эстетические чувства не только становятся предметом отношения, но и дифференцируются по мере необходимости передать те или иные чувства художественными средствами. В ходе осуществления художественной деятельности сами эти чувства обретают статус художественных, проявляющихся в видовом многообразии.

С учетом изложенного, в дальнейшем понятие «художественные чувства» мы будем употреблять, когда речь будет идти об их формировании в процессе художественной деятельности; понятие «эстетические чувства» - когда необходимо подчеркнуть их принадлежность к особого рода переживанию человеком мира.

С развитием художественной деятельности эстетические и художественные чувства усложнялись, а вместе с тем совершенствовалась и «общественная техника чувств» (С. Выготский), происходила дифференциация на типы чувствования, которые обретали все более определенные контуры в процессе становления и обособления художественной деятельности, в свою очередь, формирующейся под влиянием этой типизации чувств.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru