В каждой из этих мировых структур человек находил для себя определенное место, обретал «удел человеческий», отнесенность к которому придавала смысл и устойчивость его индивидуальному существованию, словно бы пропитывала последнее незыблемостью универсального миропорядка. В этом смысле для представителя эпохи средневековья, например, при всей естественной ограниченности и локальном характере его материальных отношений, было, как показывает Д. С. Лихачев, глубоко свойственно стремление «как можно полнее, шире охватить весь мир разом, недробимо «держать» его в непосредственном обладании как единое целое». Охватить - но не для подчинения этого мира собственным утилитарным целям и не для «планового» господства над ним (сама мысль о чем была кощунством), а для духовного усмотрения в нем границ и перспектив своего индивидуального бытия, своего назначения в жизни.

И только в капиталистическом обществе с его императивами «деятельности ради деятельности» и «производства ради производства» утверждается принципиально иная формула мироотношения, в соответствии с которой духовное «держание» мира, его мыслительный охват уже непосредственно не связаны с потребностью человека в определении собственного органического места в нем, а, напротив, служат целям промышленно-технологического покорения и всевозрастающей утилизации бытия, как раз и высвобождающих человеческого субъекта из его естественных «внутримировых» зависимостей, точнее - отстраняющих его от них. Мироотношение здесь, можно сказать, предстает в своей отрицательной форме - как непрестанное объективирование, «сбрасывание» мира, отторжение от него, непрестанный выход за его пределы. Вполне понятно, что для такой формы мироотношения духовное «обладание» идеей мировой целостности оказывается в конечном счете излишней роскошью - куда валшее трезвый объективный анализ наиболее доступных его фрагментов и слоев, в принципе способных стать предметом утилизации. Универсальная схематика бытия уступает, таким образом, место математизированному естествознанию Нового времени.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru