Этот идеал переживается как некон-цептуализированная мировоззренческая интуиция определенных социальных групп общества и проявляется в их вкусовых пристрастиях и антипатиях, а свое теоретическое выражение он находит преимущественно в связи с формулировкой целей и задач эстетического воспитания и шире - социальной концепцией формирования целостного человека. Исследовательская позиция обычно основывается на нормах такого идеала: те индивиды, которые соответствуют им, считаются эстетически развитыми, эстетически воспитанными, а те, которые не соответствуют - не достаточно развитыми, эстетически невоспитанными, не сформированными. Так, авторы монографии «Эстетическое развитие и воспитание молодежи» пишут: «Под эстетически развитой личностью мы понимаем человека, достигшего определенного, достаточно высокого для данного исторического периода уровня эстетической культуры». Эстетическая же культура определяется как способность человека «адекватно» распредмечивать смысл произведения искусства, воспринимать эстетические качества и свойства природных объектов, эстетически оценивать действительность в каждой сфере человеческой жизнедеятельности (труде, общественной деятельности, быте), а также как эстетическая и художественная образованность человека.

При этом цель эстетического воспитания состоит в идеале в «дорастании» каждого человека до того уровня развития, который определен в ценностной иерархии данной культуры как необходимо должный для полноценного человеческого существования. Соответствие норме эстетического развития при таком воспитательно-просветительском, педагогическом его понимании рассматривается как единственная возможность для индивида выступить в качестве субъекта эстетической деятельности (эстетического субъекта), как единственный путь приобщения к эстетической культуре общества и обретения собственной эстетической культуры.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru