Поэтому через культуру осуществляется процесс самодетерминации эстетического развития личности, в конечном счете выражающий его конкретно-историческую зависимость от общественного бытия и общественного сознания. Культурная обусловленность эстетического развития вместе с тем не отделяет, а наоборот, связывает его наиболее тесными, «родственными» узами со всеми другими сферами духовной жизни, а через их посредство - и с материально-производственной основой общественной жизни.

Как известно, марксистско-ленинская эстетика дает утвердительный ответ на вопрос о генезисе эстетической деятельности из синкретической трудовой деятельности первобытного человека, с необходимостью включающей в себя также и эстетическое начало, которое по мере дальнейшего развития и дифференциации труда выделилось в самостоятельный вид деятельности- отражение и преобразование предметного мира по законам красоты. Если же у эстетической деятельности имеются непосредственные корни в об щественном бытии человека, в его материально-производственной деятельности, если можно выделить «прямые», столь необходимо опосредствованные научным познанием v мировоззрением, идеологией и нравственностью связи эсте тического начала с трудовой деятельностью общественного человека, то, видимо, именно в этих его «бытийных» корнях и следует искать его сущность как феномена культуры. И в этой сущности, несомненно, должна определяться во всех других звеньях детерминирующая по отношению к нему функция культуры в целом, равно как и обратная зависимость- необходимость эстетического начала для самого существования и полноценного функционирования культуры в обществе.

Эстетическое отношение к миру является выработанным в процессе общественно-исторической практики (прежде всего в общественном труде) способом преобразования чувственности человека в «человеческую чувственность» (К. Маркс), т. е. «такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы».



© 2008 Все права защищены psychotema.ru