В работах, посвященных исследованию особенностей воздействия искусства, можно встретить положения об эстетических эмоциях, возникающих при восприятии искусства человеком. При этом, как правило, упоминается определение Л. С. Выготского «умные эмоции». Представляется необходимым разобраться, что именно вкладывал Л. С. Выготский в это определение, в чем он усматривал эстетический характер влияния искусства на их возникновение.

Особенность эстетического воздействия, по мнению Л. С. Выготского, заключается в том, что оно «гарантирует чисто центральное разрешение возбуждаемых искусством аффектов и обеспечивает то, что эти аффекты не скажутся ни в каком наружном действии» ч. Причем именно в этом автор видит их необходимость. Качественную характеристику художественной эмоции Л. С. Выготский усматривает в том, что она необычайно сильна. «Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы проявляться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии». Это положение важно для понимания специфики искусства, возможностей эстетического воздействия при удовлетворении потребности в эмоциональном насыщении. Фактически определяется реальный механизм эмоционального влияния искусства, «которое как будто пробуждает в нас чрезвычайно сильные чувства, но чувства эти вместе с тем ни в чем не выражаются. Это загадочное отличие художественного чувства от обычного, мне кажется, следует понимать таким образом, что это есть то же самое чувство, но разрешимое чрезвычайно усиленной деятельностью фантазии». Существенно отметить, что особый характер усматривается не в самом эмоциональном процессе, а в его результате. Таким образом, в самой сути этих процессов не отмечаются иные отличия, кроме их интенсивности и особого характера разрешения.

Мир мечты, фантазии, представлений - это та часть духовности личности, ущемление, обеднение которой существенно влияет на творческий потенциал человека, сказывается на характере мировосприятия, на самоощущении себя в мире.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru