В данном случае противоречие состоит в том, что абстрактная возможность эстетического развития в качестве индивидуализированного эстетического субъекта в социалистическом обществе создана (если у человека возникнет настоятельная потребность в таком развитии, то он найдет способы ее удовлетворения), однако она не превратилась из возможности абстрактной в возможность конкретную, реальную для каждого без исключения человека. Такое превращение возможно только тогда, когда эстетическое развитие индивидов станет действительно актуальной насущной потребностью общества, когда эстетическое воспитание перестанет рассматриваться как приложение ко всему остальному, с точки зрения принципа остаточности. Эстетическое развитие должно стать основной интенцией общественного развития, только в этом случае возможно изменение в структуре эстетической реальности социалистической культуры. Последнее же возможно только при таком уровне развития производительных сил и производственных отношений, которые бы позволили поставить каждого человека рядом с процессом производства, предоставив ему возможность сознательно выбирать собственный образ жизни. Такое развитие станет возможным только при условии осуществления перестройки всех общественных отношений социализма, что немыслимо без предельного расширения демократических оснований всех общественных процессов. Демократизация форм культурной работы является первоочередной задачей, стоящей перед воспитателями.

В-третьих, данная концепция показывает, что эстетические аспекты культуры невозможно анализировать только на основе парадигмы «эксперт - шедевр». Эстетика должна уйти от аксиоматики искусствоведческо-критического толка в сторону большей философско-методологической и культурологической оснащенности.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru