Да, трагическое восприятие мира никак нельзя подвести под понятие наслаждения. Однако означает ли это, что оно перестает быть одной из сущностных содержательных характеристик эстетического субъекта (т. е. именно эстетической категорией), независимо от того - проявляется ли оно в жизни, или в искусстве? Не означает ли факт возможности собственно человеческого самоцельного утверждения в мире именно в качестве трагической личности, присвоения действительности в модусах «высокого» духовного страдания, что явной натяжкой выглядит стремление многих авторов свести феномен эстетического только к положительной, «наслажденческой» его стороне, эстетическую активность - к бескорыстной игре духовных сил? При ближайшем рассмотрении этой «игры» всегда оказывается, что за самыми, казалось бы, отвлеченными от земных страстей взлетами человеческого творческого духа раскрывается бездна человеческого страдания и напряженнейших мировоззренческих конфликтов, за которыми всегда стоит одна неизбывная «корысть» - корысть каждого человека в возможности прожить жизнь по-человечески, в соответствии с представлением о ее смысле. Примером, иллюстрирующим эту мысль в художественной форме, может быть фильм А. Тарковского «Андрей Рублев».

То же самое можно сказать и по поводу указанной трактовки эстетического объекта. Если свести эстетическую предметность исключительно к возбудителю переживания как наслаждения, то невозможно будет объяснить небезразличное отношение эстетического субъекта к таким предметам в высшей мере заинтересованного созерцания, которые не вызывают наслаждение, а наоборот «провоцируют» страдание воспринимающего. Именно таковыми выступают, скажем, созерцаемая матерью фотография погибшего на войне сына или экспонируемая в музее гильотина, на которой нацисты казнили патриотов.

Коснемся вопроса выяснения смысла как феномена наслаждения, так и феномена страдания. Раскрыть сущность эстетического отношения мы сможем, только определив его особую роль в человеческом бытии, выяснив его специфическую функцию в смысловом поле культуры.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru