На уровне художественного сознания особенно примечательна в данном отношении та его внутренняя определенность, которую вслед за И. Кантом и Э. Гуссерлем можно было бы охарактеризовать как «горизонт» этого сознания - тот коренящийся в непосредственном опыте угол зрения, который обеспечивает связность, общежизненную «вмонтированность» того или иного типа художественного мышления, будь то мышление Достоевского или Гарсиа Лорки, Чехова или Дж. Сэлинджера. В отличие от собственно мировоззренческих установок, сходный горизонт художественного мышления способен порой объединять произведения, весьма различные по своей идейной направленности, но близкие по тому общему со стоянию мира, той конфигурации реального человеческого опыта, которые обрели в них свое выражение. Естественно, дать исчерпывающую объективную характеристику того, что находится принципиально по эту сторону экрана сознания, в данном случае художественного сознания, невозможно- для этого пришлось бы объективировать самое сознание. Мы можем, однако, обнаруживать, схватывать в этом специфическом пространстве духовной активности субъекта - подобно тому, как это делает само искусство - некоторые типичные мотивы, повторяющиеся образы; человеческая существенность некоторых из них вряд ли может вызывать сомнения.

Так, если вчувствоваться в эмоционально-нравственный тон советского искусства 30-50-х годоз (как оно фактически было представлено в тогдашней культуре), трудно, на наш взгляд, оспорить определяющую роль, которая зачастую принадлежала в нем горизонтному, замыкающему его внутренний мир образу «крепости». Высокая ценность стойкости, твердости, надежности, изначальность борьбы, строгое деление на своих и чж<их, ореол абсолютной защищенности над сторонниками правого дела, выстраданный, дорого стоящий комфорт защищенного места и многие другие родственные черты, воплощенные искусством тех лет, дают в точке своего пересечения именно этот образ, этот тип смыслового завершения индивидуального человеческого бытия - тип, за которым в конечном счете стоит жестокая историческая реальность.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru