Составной частью формирования культуры чувств является также развитие самосознания человека и возникающей на этой основе рефлексии. «Эта рефлексия осуществляется в ряде случаев в контексте морального сознания и совершается с переживанием моральных чувств, например, с перелшванием стыда или внутреннего удовлетворения».

Выделение таких моментов, как эмоциональная восприимчивость и рефлексия, представляется перспективным при рассмотрении возможностей искусства в формировании культуры чувств. Без включения, активизации этих моментов, целенаправленного воздействия на них регуляция эмоциональной сферы невозможна. Осуществляя эту задачу, искусство в первую очередь расширяет эмоциональный опыт личности, создавая тем самым определенную базу для достижения цели. Представляя возможность пережить ситуации самого разнообразного характера от жизненно подобных, до самых невероятных, сконструированных фантазий, творческим воображением художника, искусство способствует формированию эмоциональной восприимчивости, расширяет диапазон эмоциональных реакций. Накопленный чувственный опыт, пережитые состояния предполагают возможность качественного скачка в воздействии искусства на эмоциональную сферу, который проявляется в возникновении готовности к сопереживанию, отзывчивости, сопричастности. Возникает готовность к проявлению истинно человеческого отношения к миру, к другому человеку.

Но и сформированная способность к переживанию, сопереживанию остается все-таки условием, предпосылкой возникновения подлинной культуры чувств. Суть в том, что переживание определенного чувства, например сострадания, отнюдь не гарантирует действенной реакции по устранении причин страдания другого человека на практике. В отношении искусства подобная реакция остается еще более проблематичной. Так, наверное, каждый сталкивался с ситуацией, когда тот или иной зритель, только что переживший вместе с героями фильма радостное состояние по поводу согласия с миром, гордость за причастность к человеческим свершениям, отнюдь не переносит свои просветленные чувства на окружающих, а мчится к выходу, расталкивая всех на своем пути.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru