И следует сказать, что на этот путь нередко становились отечественные теоретические и практические концепции эстетического воспитания, эстетического развития личности - в той мере, в какой духовной сфере вообще уделялось минимально необходимое внимание. Целостное мироотношение индуцируется лишь целостностью духовного развития человека и общества. Подлинный жизненный смысл эстетического развития личности неотделим в этом плане от его способности полноценно представлять эту целостность, быть открытым для воплощения актуальных духовных чаяний человека, волнующих его познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических проблем. Только в содержательном комплексе становления целостной человеческой духовности может быть, в конечном счете, заново обретена та духовная мера культуры, которая так важна и для понимания действительного места и назначения в ней современного искусства и его роли в регуляции эмоциональной сферы личности.

Изучение влияния искусства на одну из сущностных сторон личности, какой является эмоциональная сфера, представляет сложную задачу, поскольку диапазон этого влияния очень широк: от удовлетворения функциональных потребностей (в эмоциональном насыщении) до уровня гармонизации отношения человека и мира. Эмоциональная сфера - неотъемлемая и активно влияющая на характер жизнедеятельности составная часть личностной структуры. Стремление к переживаниям представляет собой одну из важнейших качественных сторон, определяющих во многом характер жизнедеятельности личности. Неудовлетворенность этих стремлений лишает человека того, что придает смысл и значение его существованию - ощущения полноты бытия.

Анализ регулятивного влияния искусства на эмоциональную сферу личности требует выделения определенных уровней исследования. Один из них - выявление возможностей искусства в эмоциональном насыщении. Второй - роль искусства в формировании культуры чувств.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru