Но эта предметная, материальная объективность эстетического, как и всей «второй природы», опосредствована социальной формой материальности - объективностью присутствия человека в мире, причем человека в нерасторжимом единстве его природных и социальных качеств, как конкретной индивидуальности и совокупности всех общественных отношений одновременно. Разумеется, природное в человеке с точки зрения интересующей нас проблемы эстетического включено в естественно-природный процесс развития материального мира, независимый от человека и человечества. Однако чисто природное совершенство, гармония, ритм, симметрия и т. п., объективно присущие этому развитию, составляют необходимые условия, но не движущие силы становления и исторического прогресса эстетической культуры человека. Как и всякое живое существо, человек вынужден действовать, в том числе и в своем эстетическом отношении к действительности, сообразно «мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит», т. е. под властью «непосредственной физической потребности». Тем не менее сущность эстетической деятельности и эстетического начала культуры состоит, как неоднократно подчеркивал К- Маркс, именно в снятии такой непосредственно природной зависимости, достигаемой в процессе становления общественного труда.

Марксизму, как известно, принадлежит историческая заслуга преодоления дуализма в понимании сущности и природы человека, происхождении эстетического. «Человеческая сущность природы    существует,- подчеркивал К- Маркс, только для общественного человека... Только в обществе его природное бытие является для него его человеческим бытием... Общество есть законченное сущностное единство   человека с природой,   подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм  и осуществленные гуманизм природы». «Первая природа», не содержащая в себе специфических для эстетического противоречий как движущих сил его развития (в том числе и противоречия между человеком и природой во всех его аспектах), не может считаться и источником происхождения эстетического.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru