Не насилуя субъективность, такой процесс, когда он действительно имеет место, способствует ее духовному взрослению, достижению уровня подлинной ответственности в отношениях к миру. Возрастающая «воспитателыюсть» социалистической художественной культуры в указанном смысле - необходимый и естественный компонент нынешнего обновления нашей общественной жизни,

Итак, мы рассмотрели специфику воздействия искусства на формирование и утверждение нравственного отношения к миру. Взаимосвязь искусства и мироотношения имеет, однако, и вторую сторону, и теперь нам предстоит проанализировать, как располагается и как «ведет себя» само искусство в координатной сетке мироотношения, вырабатываемого нынешней повседневностью.

Что представляет собой мироотношенческая детерминация искусства? Выше мы видели, что личностное мироотношение как таковое полноценно реализуется лишь на основе свободного выбора и смыслового завершения себя человеческим субъектом в его мировом контексте. Человек здесь «относит себя» к миру, а это предполагает, во-первых, фундаментальную раздельность упомянутых величин, их взаимную инаковостъ друг для друга («лшвотное не «относится»,- отмечали К- Маркс и Ф. Энгельс) и, во-вторых, неизбежность самопреодоления этой инаковости, которая только в подобном самопреодолении и может быть сохранена. Человек, в отличие от прочих известных ему существ, должен, согласно высказыванию Пикоделла Мирандолы, сам «сформировать себя» в предпочитаемом образе, усилиями собственной воли обрести завершенность, достойное и надежное место в мире.

Не удивительно, что органически вытекающая из всей проблематики мироотношения концепция «места в мире», человеческого «дома» в бытии (концепция, предполагающая наличие не только «стен», но и «крыши», т. е. наличие высшего в ценностном и смысловом отношении, что и вносит в существование человека момент завершенности), неизменно оказывалась предметом весьма противоречивых, двоящихся устремлений.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru