Лишь столкновение с действительностью в качестве самостоятельной личности приводит человека к непосредственно-чувственному осознанию конфликта между должным и сущим и ставит его перед проблемой выбора жизненного пути. Этот выбор чаще всего определяется извне типом мироотношения, в контексте которого развивался индивид, а изнутри - соответствующим ему типом переживания. Переживание может различаться сообразно тому, ориентирована ли личность на индивидуальное разрешение мировоззренческого конфликта, на самостоятельный «диалог» с бытием и поиски уникальных взаимоотношений с миром или же - исключительно на родовые стереотипы разрешения конфликта, на уже известные формы коллективного его снятия.

Таким образом, эстетический субъект дифференцируется на два всеобщих типа: коллективизированный эстетический субъект и индивидуализированный. Если индивидуальная активность эстетического субъекта любого типа всегда объективно опосредуется полем тем мировоззренческих смыслов, в контексте которых он развивался, т. е. его эстетическое сознание априори архетипизируется сообразно коллективному эстетическому опыту социальной общности, представителем которой он является, то «субъективное» самоощущение агентов того пли иного типа эстетической самореализации отличается друг от друга. Причем в этом самоощущении, на первый взгляд, меняются местами сущностные характеристики, свойственные указанным типам эстетического субъекта. Так, личность, принадлежащая к коллективизированному типу, в своем мироощущении живет исключительно данностями своего индивидуального опыта, который для нее настолько самоочевиден, что у нее никогда даже не возникает мысли о том, что этот опыт сплошь «соткан» из уже бытующих надындивидуальных структур, которые в большей степени выступают подлинным субъектом данного типа мироотношения, чем реализующий их индивидуум.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru