Процесс революционных преобразований, охвативший все сферы общественного бытия, опирается на живое творчество масс и тем самым обусловливает высокую степень самоотдачи каждого человека. В этих условиях возрастают требования к социальным качествам личности, развитие которых и определяют в конечном счете успех социалистического строительства. Одним из таких качеств личности является ее художественная культура, свидетельствующая о творческом потенциале личности, проявляющемся во всех областях жизни.

Художественная культура личности развивается прежде всего под воздействием искусства, но оценивается не только способностью человека к глубокому переживанию искусства, но и степенью влияния искусства на социальную активность самого человека. Искусство формирует гуманистические идеалы и побуждает к их практической реализации. В этом смысле показателем высокой художественной культуры личности выступает ее стремление к осуществлению человеческого в человеке, что неразрывно связано с развитием человеческой чувственности. Поэтому, рассматривая художественную культуру личности, мы прежде всего имеем в виду становление человеческих чувств в процессе художественной деятельности.

Говоря о чувствах, сразу же устраним некоторую неясность в их определении. Мы придерживаемся точки зрения, что чувства - это особый вид эмоциональных переливаний, носящий отчетливо выраженный культурно-исторический характер. Они всегда наполнены конкретным социальным содержанием. В этом смысле чувства могут быть только у личности, что отличает их от ощущений и эмоций индивида, т. е. от реакции, возникающей у него в результате воздействия окружающей среды на органы, способствующие возбуждению центров головного мозга.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru