Различия же и неоднородность эстетических субъектов порождаются различием в типах мироотношения и образов жизни, свойственных различным социальным группам в условиях различных способов общественного производства, основанных на общественном разделении труда и потребления культурных благ. Таким образом, существуют различные типы эстетического развития и соответственно типы эстетического субъекта, а само понятие эстетического развития не может быть однозначно интерпретировано в ценностном отношении. Каждый индивид, способный получать самодостаточное-в своей сущности эстетическое наслаждение, выступает субъектом эстетического развития, независимо от того, воспринимает ли он шедевр профессионального искусства, произведение фольклора или продукт массовой культуры.

Выделяются два наиболее общих и абстрактных типа субъекта эстетического отношения человека к миру и к собственному бытию: коллективизированный (или фольклорный) и индивидуализированный. Каждому типу эстетического субъекта соответствует и свой тип художественной культуры, восприятие ценностей которого как бы воспроизводит в переживании людей те фундаментальные ее смыслы, утверждать которые призваны представители того или иного типа эстетического субъекта в силу своей принадлежности к определенной социальной группе, характеризующейся специфическим для нее типом мироотношения и образом жизни.

Художественная культура личности развивается прежде всего под воздействием искусства, но оценивается не только способностью человека к глубокому переживанию искусства, но и степенью влияния искусства на социальную активность самого человека. Искусство формирует гуманистические идеалы и побуждает к их практической реализации. В этом смысле показателем высокой художественной культуры личности выступает ее стремление к осуществлению человеческого в человеке, что, кроме всего, полагается развитием эстетической чувственности.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru