Утверждение культурологической проблематики в эстетике находится в прямой зависимости от увеличения удельного веса исследований культуры в диалектическом и историческом материализме, научном коммунизме, социологии и социальной психологии, а также в тех отраслях гуманитарного знания, по отношению к которым сама эстетика выступает в качестве их непосредственной мировоззренческой и методологической основы - теории и истории различных видов искусства. Накопленный марксистскими исследователями опыт изучения как самой эстетической деятельности в контексте культуры, так и ее значения в качестве «куль-турогенного» фактора, позволяет среди множества подходов к раскрытию их соотношения выделить один, принадлежащий целиком сфере собственно эстетического знания. Это - подход к эстетической деятельности как форме человеческой активности, в которой с наибольшей непосредственностью и наглядностью выражена общественная сущность человеческой культуры. Эстетический предмет в качестве идеальной реальности и запечатленного в чувственно-воспринимаемой форме идеала, справедливо утверждает в этой связи Н. З. Чавчавадзе «есть зримый образ культуры как единства сущего и должного, идеального и материального. Именно в этом смысле культура имеет эстетический характер, так как она есть искусство творчества, искусство созидания, творении». Это положение имеет и обратный смысл - эстетическое начало с наибольшей полнотой обнаруживает свою собственную специфическую сущность и социальные функции, выступая элементом целостной системы культуры общества, органично взаимодействуя с другими ее элементами.

С этой точки зрения культура является не. только необходимым, но и специфическим объективным фактором эстетического развития личности, в котором как бы заранее запрограммированы его основные типологические характеристики. В состав культуры как целостного общественного явления входит весь предыдущий совокупный опыт эстетической деятельности человечества.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru