При рассмотрении понимания необходимо учитывать его социальную обусловленность и прежде всего тех видов, которые на данной ступени исторического развития наиболее выражают типичное мировосприятие и выступают от имени всей системы видов искусства, являясь репрезентативными. Особо необходимо подчеркнуть связь понимания искусства в целом и отдельных его моментов с общей социокультурной ориентацией, с мировоззрением, общением на определенном этапе развития. Для отдельного человека значение имеет и его художественное образование, немаловажную роль играет объективно сформировавшаяся структура чувств конкретного субъекта, наличие у него развитой определенной типологической формы чувственности, а также стремление к созерцанию конкретных объектов и принятие некоторых коллективных представлений. Когда речь идет, например, о музыке, то воспринимающий может пережить ее во всем объеме, если он музыкально образован и у него развито музыкальное чувство. Вместе с тем его интересует предмет музыкального искусства, и общественные представления о красоте музыки совпадают с его личными представлениями.

Понятое и пережитое искусство в системе его видовых особенностей, во всем многообразии воспринимаемых произведений, органично входит в сознание человека, в структуру его личности. В зависимости от разнообразия художественных интересов человека и степени понимания и переживания им произведений различных видов искусства формируется его способность к субъективному синтезу искусств, когда каждое из них в своем особенном влиянии составляет лишь момент его целостной художественной культуры.

В связи со всем сказанным следует уточнить понятие художественной культуры личности. На наш взгляд, о художественной культуре личности свидетельствует обучение ее отдельным искусствам, открывающее возможность подлинного восприятия, понимания и переживания их произведений, на основе развитой человеческой чувственности обеспечивающее превращение человека в субъекта развития искусства, в субъекта синтеза его различных видов. В формировании художественной культуры личности в указанном смысле -путь духовного развития человека средствами искусства.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru