Оно характеризуется традиционным набором мировоззренческих конфликтов, традиционным способом их разрешения, традиционными выразительно-формальными структурами. Оно поэтому если и отражает мир, то отражает его посредством постоянного воспроизводства веками отстоявшихся («вечных») сюжетов и воплощенных в них бытийственных коллизий, «приправленных» внешне современным материалом. Актуальные проблемы и противоречия общества и культуры интересуют его лишь в той мере, в какой они укладываются в традиционные архетипы членения мира. Нет сомнения в тесной и непрерывающейся связи такого искусства с мифологически-фольклорной первоосновой человеческого самосознания, с ее установкой на гармоническое разрешение мировоззренческого конфликта и жизнеутверждающим началом. Эта связь не означает, что «задающее мир» искусство или «современный фольклор» находится где-то на периферии художественного и эстетического развития современной культуры. Наоборот, в количественном отношении оно лидирует, об этом свидетельствуют хотя бы исследования, анализирующие массовые процессы в современной культуре, прежде всего бытование искусства в сфере средств массовой коммуникации. Например, такая характеристика фольклора, как его изустность, с определенными оговорками применима к наиболее массовым и популярным видам современного искусства: поп-музыке, кинематографу, телевидению (двум последним видам только в сфере восприятия). Устные традиции буквально пропитывают современную культуру (вспомним хотя бы анекдоты, поговорки, пословицы). «Теория и критика СМК окончательно признают фольклорный сюжет не архаическим нонсенсом, а непреложной данностью современной культуры, массового искусства во всех его формах и видах». В то же время «фольклорному сюжету... соответствует и особое фольклорное восприятие искусства, присущее массовому и прежде всего юному зрителю». Последняя констатация дает повод называть коллективизированный эстетический субъект фольклорным эстетическим субъектом.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru