В наиболее основательных современных исследованиях мировоззренческого сознания подчеркивается, что мировоззрение как таковое - вовсе не система каких-то отвлеченно-теоретических построений, ему принадлежат существенные функции «духовно-практического устройства и переустройства всего миропорядка, определения коренных целей и смысла человеческого существования». В связи с этой целенаправленностью всякого мировоззрения делается вывод, что по своему существу оно и «есть не что иное, как способ духовно-практического освоения мира».

Не согласиться с таким практически заостроенным пониманием мировоззрения трудно. Однако отметим, что и эта развернутая в глубину жизненного самоопределения личности концепция мировоззрения все-таки не может (да и вряд ли должна) впитать всю «мироотношенческую» проблематику, лежащую в ее основе. Ведь при всем богатстве своих духовно-практических и смысложизненных выходов мировоззрение содержательно определяет их лишь в той мере, в какой подчиняет базисному «воззрению на мир». Отсюда оттенок долженствования в рассуждениях о жизненных ориентациях как воплощении мировоззренческого сознания: индивид должен «усвоить» содержание мировоззрения, осознать его как собственное «желаемое и должное». Весь вопрос, однако, в том, как это «усвоение» возможно. Традиционный воспитательски-просветительский подход, основанный, в частности, на абсолютизации роли мировоззрения в жизненной ориентации личности, предполагал, что необходимые для такого «усвоения» ячейки индивидуального сознания, в сущности, пусты и Их необходимо только заполнить соответствующим духовным содержанием. Между тем эти ячейки никогда не бывают пустыми. Отталкиваясь от наличных жизненных устремлений, не умея взаимодействовать с ними, самые лучшие и передовые мировоззренческие идеи словно бы повисают в воздухе, отливаются в декларативные «идеалы» и «убеждения», предельно далекие от субъективного ядра конкретной личности, в конечном счете вырождаются в тот своеобразный феномен духовного застоя, который приходится характеризовать как «официально демонстрируемое мировоззрение» или «номинальную мировоззренческую форму».



© 2008 Все права защищены psychotema.ru