В то же время марксистская концепция культуры ни в коем случае не абсолютизирует факт внутрикультурного разнообразия субъективных механизмов, форм и способов ее осуществления и стремится представить каждую конкретную культуру как определенное противоречивое единство, парадоксальное в своей кажущейся непоследовательности и напряженной разноустремленности созидающих ее сил.

Таким образом, при рассмотрении понятия эстетического развития личности в качестве способа становления эстетического субъекта как носителя специфически эстетической модальности мироотношения, проявляющего именно эстетическую активность, а не какую-либо другую, сам собою снимается вопрос о критериях эстетического развития человека, позволяющих однозначно и объективно определять, развит или не развит эстетически тот или иной индивид, вполне ли он готов к эстетическому освоению действительности, достиг ли он в этой сфере совершенства. Каждый человек «обречен» на эстетическое развитие и на реализацию себя в качестве эстетического субъекта. Об этом свидетельствует хотя бы то, что каждый индивидуум способен получать эстетическое наслаждение, которое самодостаточно в своей непосредственности и не требует никаких внешних одобрений и санкций, чтобы быть таковым.

2. Эстетическое отношение как взаимодействие эстетических субъекта и объекта

Остановимся более подробно на самом понятии эстетического субъекта. Для этого содержательно определим наше понимание сущности эстетического отношения. Это необходимо сделать хотя бы в силу того, что в советской эстетике до сих пор не сложилось единого мнения по данному вопросу. Так, в советской науке существует традиция рассматривать эстетическое отношение как такой способ самоутверждения человека, в котором он присваивает определенности своего бытия в их исключительно «положительных» характеристиках (эта традиция, на наш взгляд, идет от дискуссии 50-60-х годов, когда «эстетическое» исследовалось преимущественно как «прекрасное»).



© 2008 Все права защищены psychotema.ru