Их миссия, кажется, тем и исчерпывается, чтобы нарушить монотонность, украсить день, час, минуту и вместе с ними кануть».

Обращение к искусству, побуждаемое чувствами, потребность удовлетворить их путем переживания определенных по своему содержанию эмоциональных состояний представляет собой качественно иной характер. Интенсивность переливания обусловлена эстетическим воздействием художественного произведения, степенью удовлетворения потребности в том или ином чувстве.

Каковы же по своему содержанию могут быть чувства человека и как они проявляются по отношению к искусству? Мы привыкли говорить о чувствах радости и ненависти, превосходства и унижения, собственного достоинства, долга и чести, патриотизма и коллективизма. Этот перечень можно было бы продолжить, но достаточно будет сказать, что все они могут быть сгруппированы следующим образом: нравственные, интеллектуальные, или познавательные, и эстетические. Общее для всех чувств - осознаваемая и переживаемая значимость предмета, явления, сферы деятельности.

В основе любого вида отношения к искусству лежит ценностное отношение к явлениям жизни, потребность в переживании этих явлений. Если исходить из того, что самое распространенное отношение к искусству характеризуется как жизненно практическое, то к искусству предъявляются те же ожидания, что и к действительности, но результаты их должны проявиться в форме переживания.

У каждого человека существует представление об идеальной модели жизненного пути, жизненного устройства, счастливой семьи, хорошей работы, стиля отношений с людьми и т. д. Если, как нередко случается в жизни, эти представления не реализуются или реализуются не в полной мере, возникает неудовлетворенность, поиск возможнос-тей реализации нерешенных смысложизненных проблем, моделирование возможностей в воображении, с тем чтобы переживать их и искать пути реализации.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru