Это естественный результат демократизации, политики гласности, выводящей на свет сознания то, что десятилетиями подспудно накапливалось в общественной жизни. Различные лозунги и программы, бесплотной тенью витавшие по анонимным полосам газетных передовиц, все чаще обнаруживают в этих условиях свой конкретно-личностный аспект, предстают как выражение определенной позиции, ответственное авторское начинание. Мертвенно-благополучный облик тысячекратно отрепетированной казенной «действительности» размывается живой и творческой событийностью подлинного человеческого бытия. И чем глубже заходит перестройка, тем актуальнее становится подход к культурному процессу не с точки зрения безлично-всеобщих «влияний», «доминирующих тенденций» и «веяний», а именно как к своего рода событию и состоянию, позиции внутри которого соотносительны, а исход заранее не предрешен.

Наконец, в-третьих, с отмеченными особенностями ситуации перестройки тесно связана ее духовно-нравственная проблемность. При всех порождаемых этой ситуацией сдвигах в общественном сознании, в культуре перестройка по существу есть способ, рабочее средство решения накопившихся проблем, в том числе и духовно-нравственного характера, а не готовый ответ на любые возможные вопросы, сам по себе обладающий некой итоговой, завершительной ценностью. Во всяком случае, никакой всеобъемлющей гармонии в сфере духовной культуры мы пока не наблюдаем; напротив эта сфера перенасыщена реальными проблемными точками, «не замечаемыми» ранее, а ныне все более настойчиво заявляющими о себе, концентрирующими вокруг себя обилие разнообразных толкований, подходов, поисков, вариантов возможного решения. Многие из этих проблем глубоки и болезненны, их порождает комплекс причин - социальных, экономических и т. п. Искусство, однако более всего небезразлично именно к их нравственно-психологическим истокам, тем противоречиям и провалам человеческой души, из которых они вырастают. 



© 2008 Все права защищены psychotema.ru