Поэтому для его исследования особенно важен вопрос о том, каковы фундаментальные нравственные условия того состояния мира, в которое мы ныне вовлечены, можно ли вообще указать некий общий знаменатель, точку схождения разнообразных трудностей, возникающих в этой области сегодня?

«Этически раздраженное сердце» (перефразируя Ф. М. Достоевского) современного человека способно подсказать немало ярких черт, характеризующих остроту и серьезность сложившейся социально-нравственной ситуации- от разгула элементарного бескультурья и хамства до утверждения ложных форм самого морального сознания, не укрепляющих, а дискредитирующих реальную нравственность. И все же подлинный нерв упомянутой проблематики значительно глубже. Очевидная взаимосвязь типичных для нашего времени нравственных неурядиц недвусмысленно свидетельствует о присутствии в них некоторого объединяющего начала, некоторой трудно вычленимой характерной особенности, касающейся в конечном счете сдвигов общего положения человека в мире, его принципиального самоопределения в нем. Разумеется, попытка увязать «конкретную» нравственность с «отвлеченным» отношением к миру может показаться беспочвенной абстракцией- слишком банализирована в нашем общественном сознании сама проблемная ситуация «человек и мир». Что, однако, если попытаться отнестись к этой проблеме всерьез, как, собственно, всегда и относилось к ней подлинное искусство?

Человек, согласно известному замечанию К. Маркса, это мир человека. Уже на ранних этапах истории ему было свойственно строить свою жизнь как элемент мирового процесса, исходя из определенных представлений о бытии, мире в целом, запечатлеваемых предметно-символическими образованиями культуры. При этом и античный «космос», и древнееврейский «олам», и «мир Божий» европейского средневековья не просто отвлеченно мыслились - в них реально жили люди данных эпох.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru